Фотография реки Баргузин и гор Баргузинского хребта на заднем плане в 60 км от озера Байкал. Лето, 1961.
Река Баргузин и вид на Баргузинский хребет. За Баргузинским хребтом, примерно в 60 км от места на фотографии, озеро Байкал. Лето 1961.

Мои родители в молодости, в 1961-68 годах, работали астрономогеодезистами на севере, в Забайкалье и Якутии. Полевой сезон с апреля по сентябрь проводили в диких, безлюдных местах, в тайге и в горах, перемещаясь с одного геодезического пункта на другой. Их жизнь и работа проходила среди величественной нетронутой природы, где до ближайшего жилья были десятки, а в Якутии и сотни километров. И вот в этом девственном безлюдье папа и мама стали очевидцами странных явлений, видели НЛО. Эти две встречи с неопознанными летающими объектами папа подробно описал в своих воспоминаниях. Передаю ему слово.

↓ СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ: ↓

Первая встреча с НЛО

Первый случай с НЛО произошел на реке Аргада, что стекает с Икатского хребта в сентябре 1961 года.

Заканчивались последние дни сентября. Мы завершали свою работу на триангуляционных пунктах в степной части Баргузинской долины. Однако, необходимо было еще раз вернуться в горы, проделать специфический вид работ, связанный с определением редукции визирной цели геодезического сигнала на гольце Аргадакан (1800 м).

Фотография моего папы с двумя собаками, лошади и стога сена. Забайкалье, 1961.
На стоянке в поселке Аргада (примерно 75 км от озера Байкал), откуда и начался путь к горе Аргадакан. Сентябрь, 1961.

В горы отправились двое: я и наш рабочий Витя Швалов. До Аргадакана путь неблизкий, километров двадцать пять. Решили преодолеть это расстояние, подняться на голец и выполнить работу на его вершине, за один световой день. Погода благоприятствовала, стояли тихие, ясные дни с небольшими морозцами по ночам, что располагало к приятной прогулке в горы.

Еще до восхода солнца ушли от палатки нашей стоянки верхом на двух лошадях, Ганьке и Черныше, в сопровождении неизменных лохматых спутников, Тайги и Иката. У меня за плечами теодолит, у Виктора штатив, планшет и ружье. К сёдлам приторочены сумины с минимальным запасом продуктов, и на всякий случай, валенками. С таким неудобным грузом, лошадей вскачь не пускали, а шли размеренным быстрым шагом вдоль русла Аргады, к её верховью. Иногда переходили по мелким бродам с берега на берег, выбирая удобную дорогу. Путь был хорошо знаком, мы не раз проходили летом эти места, и сейчас не испытали никаких трудностей в передвижении вплоть до подножья Аргадакана.

Вид тайги и гор изменился. В тайге с почерневших деревьев и кустов полностью опала листва, на их фоне кедры и сосны выделялись яркими зелеными пятнами пышных крон. На вершины гор уже окончательно лёг снег. Ниже, в лесной зоне, снега почти нет, просматриваются отдельные его белые островки, да иней на пожухлой траве всюду искрится под солнечными лучами.

Вышли к урочищу Томокто. Здесь горы как бы расступаются, и река образует обширную плоскую пойму с обильными заливными лугами, излюбленное место сенокоса у жителей Аргады.

Фотография вида на урочище Томокто и долину реки Аргады. 1961.
Величественный вид на урочище Томокто и долину реки Аргады. Икатский хребет, Бурятия, Забайкалье. Лето 1961.

Идём дальше вверх по течению, горы снова сдвигаются, образуя речной каньон. Наш голец уже близко. Прошло уже часа три нашего пути, выбираем место для стоянки. Повезло, пришли на луговину, в центре которой намётан небольшой стог сена, есть корм лошадям. Справа, к югу, лес и река, за рекой крутой склон Аргадакана, на который необходимо подняться до захода солнца.

Разожгли костерок, наскоро перекусили тушенкой, галетами с чаем. Сбросили полушубки - идти в гору лучше налегке. Из леса подтащили к стожку бревно-валежину, привязали к нему коней, приказали им кушать сено и ждать нас. Лошадей мог напугать только медведь, а он в это время уже залёг в зимнюю спячку.

Через лесные заросли мы пробрались к реке. Чтобы не совершать подъём в мокрой обуви и одежде, решили полностью обнажить нижнюю часть наших тел, и босыми ногами, ломая тонкий лёд заберегов, полезли в ледяную воду. Здесь возникло новое затруднение. Оказалось, что камни на дне реки покрыты тонким слоем льда, и быстро перейти на противоположный берег никак нельзя. Надо осторожно прощупывать ногами обледеневшее дно и балансировать на скользких камнях, чтобы не искупаться в ледяной купели, и не замочить теодолит. Поэтому тридцатиметровое русло реки в воде выше колен мы преодолевали довольно долго, а когда вышли на противоположный берег, уже не чувствовали застывших ног, у нас, как говорится, «зуб на зуб не попадал». Собачки наши, мигом переплыв реку, уже нас поджидали. Оделись молниеносно, натянули на одеревеневшие ноги сухие сапоги, и в быстром темпе полезли вверх по крутому скалистому береговому прижиму.

Путь к вершине ничем особенным не отличался. Дело рутинное и привычное, уже не раз приходилось совершать подобные восхождения. Начало этого подъёма нас согрело и даже разгорячило, онемевшие ноги оказались в приятном тепле, а лёгкая летняя одежда не сковывала движений. Из-за крутизны склона шли зигзагами, миновали лесную зону горы, вступили в заросли кедрача, он еще не был засыпан снегом, постепенно набирали высоту. Прошло несколько часов восхождения. Главное, не останавливаться, так как по мере подъёма падает температура воздуха, а наши х/б костюмы плохая защита от холода.

Наконец, вышли на более пологое место, на каменные россыпи уже укрытые снегом. Вершина близка, но за одной грядой камней следует другая, за ней третья, и так далее. Проходим их одну за другой. Вот показалась верхушка сигнала, еще одно усилие и подходим к пятиметровой пирамиде. Солнце стоит совсем низко над горами, холодно и морозно.

Откинули ногами снег под сигналом, добрались до чугунной марки центра пункта, укрепили над ним планшет, и теодолитом, с трёх точек, нашли положение визирной цели (верхушки) пирамиды относительно центра. Зафиксировали на планшете направления на два смежных триангуляционных пункта, в том числе, на наш неудавшийся пункт Товокко. За этой работой прошел еще один час. Красный диск солнца уже уползал за острые пики Баргузинского хребта, а с востока неумолимо надвигалась ночная бездонная глубина чистого небосвода. Абсолютная тишина и величественный покой царили в этой предзакатной картине дикой природы.

Любоваться этими потрясающими пейзажами в стиле Рериха, не было времени, надо срочно уходить вниз, в движении согревать наши замерзающие тела. С последними лучами солнца, приказав Тайге и Икату: «Идите домой!», мы вслед за ними ушли с вершины Аргадакана.

Сначала шли по собственным следам, оставшимся на снегу при подъёме. Заросли кедрача тоже миновали почти без помех. Собаки убегали вперёд, рыскали по сторонам, снова возвращались, а мы старались идти за ними. Глубокие сумерки кончились, начиналась безлунная ночь, в небе высыпали яркие звёзды. Мы уже вошли в лес, стало совсем темно. Громко переговаривались, чтобы не потерять друг друга из виду. По крутому склону продвигались прямо вниз, отцепившись от одного дерева, делали бросок к другому, ствол которого только смутно просматривался впереди, далее еще бросок, за ним следующий. Эти броски от дерева к дереву, почти на ощупь, продолжались долго, пока я не услышал за спиной крик Виктора: «Юрий Иванович, стой, не иди вперёд!». Приглядевшись, понял, что стою на краю обрыва, а прямо под ногами, кроны деревьев, внизу слабо шумит Аргода. Мы вышли к верхней точке берегового прижима, с которого начинали восхождение на голец. Виктор вовремя углядел опасность, а я, по своей близорукости, её не заметил. Пошли за собаками влево по кромке обрыва, и вскоре обнаружили доступный спуск к реке.

Решили изменить тактику брода, памятуя о наледи на речном дне. Снова сняли нижнюю часть одежды, но на босые ноги надели сапоги, в которых можно шагать по скользким камням и увереннее, и быстрее. Полезли в воду и двинулись к противоположному берегу. Дошли до середины реки.

Здесь случилось невероятное! Яркая голубая вспышка от невидимого источника почти ослепила нас. «Стреляют!» - крикнул Виктор и стал судорожно доставать из-за спины ружьё. Но это был не выстрел, тишину не нарушил ни единый звук, только слышался слабый плеск воды, да и никакой выстрел не мог дать такой мощный поток света. Мы стояли по колено в ледяной воде, не понимая, что происходит. Вторая вспышка была такой же мощной, яркой и бесшумной, только цвет её соответствовал желтой части спектра. Густые, чёрные тени от деревьев на берегах реки на мгновенье легли на водную рябь. Снова кромешная темнота и та же тишина, только холодные звёзды мерцали в небе. Мы, в еще большем удивлении, продолжали стоять на месте, забыв про холод и студёную воду, в недоумении озирались по сторонам. Третья вспышка озарила окрестности красным, алым светом. Её сопровождал такой же эффект бесшумности, а интенсивность по яркости была несколько слабее первых двух. Мы с Виктором подождали еще немного, надеясь на продолжение этого фантастического зрелища, но больше ничего не произошло, явление прекратилось так же внезапно, как и началось несколько минут назад.

Фотография вспышки света, осветившего ночью реку с каменистым берегом и деревья.
Фотография из интернета, приблизительно похожая на то, что видели тогда папа со своим другом.

Основательно продрогнув, мы зашагали к тёмному берегу, в этой холодильной ситуации надо было только не останавливаться. Задержались на суше, чтобы вытряхнуть из сапог ледяную речную воду. Раздалось призывное ржание наших коней. Вероятно, они учуяли или услышали нас, или наши собаки уже сообщили им, что мы близко. Не одеваясь, через таёжный валежник и бурелом, в кромешной темноте, мы почти бегом ринулись в направлении этого сигнала наших умных четвероногих друзей.

Выбежали на луговину, к утренней стоянке, натянули на себя сухую одежду, укутались в полушубки и залезли в валенки (правильно, что взяли их собой, очень пригодились). Лошади наши были целы, невредимы и сыты. Обсуждать произошедшее световое явление некогда, надо было срочно согреться. Развели костёр, вскипятили чай, у жаркого пламени грелись, ужинали тушенкой и галетами, в стогу сена выкопали углубления для ночлега. Время приближалось к полуночи, когда мы залезли в сенные норы. Лайки спать и греться под нашими боками отказались, предпочли обычный собачий сон на воле. Мы спали неспокойно, морозная ночь давала знать, а сеновал не очень защищал от холода, но усталость взяла своё, под утро мы крепко уснули.

Проснулись, когда взошло солнце и даже стало немного пригревать, перекусили, по возможности восстановили форму стожка, в котором мы ночевали. Несмотря на холодные условия, в которые мы с Виктором тогда попали, и испытания ледяными водными процедурами, мы не получили даже лёгкого насморка. На память я сделал пару снимков на этой стоянке. Оседлали коней и отправились в обратный путь к селению Аргада.

Фотография моего папы, лежащего у костра, и двух собак.
На следующее утро после ночной встречи в НЛО. Икат, Тайга и мой папа. Стоянка около стога сена на берегу Аргады. Сентябрь, 1961.

Наконец-то, в неспешной верховой прогулке по осенней тайге, мы с Виктором могли вести спокойную беседу и поразмышлять о том, что же произошло минувшей ночью. Что это было? Явление, природного или искусственного происхождения? Мы знали, что эти места в это время года мало обитаемы. Какие-то военные эксперименты вызывали большие сомнения, за весь сезон мы не встретили здесь ни одного человека в военной форме. Поражала значительная энергетика этого явления, потрясающая сила света без какого-либо звукового сопровождения. Электрические явления, связанные с привычной грозой, также исключались (неподходящее время года и ясное звёздное небо над огромной территорией, отсутствие громовых раскатов). В те годы мы уже знали о неопознанных летающих объектах. О подобных явлениях иногда сообщалось в периодической печати. Феномену НЛО уже тогда приписывалось внеземное происхождение, проявление технологий братьев по разуму во Вселенной. Поэтому, мы с Виктором единодушно приняли для себя самый красивый вариант этого происшествия.

В земном небе дрейфовала «обыкновенная летающая тарелка». С какой целью она появилась здесь, известно только инопланетным пришельцам, пилотировавшим её. Внимание их привлекло наше появления на гольце, на абсолютно безлюдной территории, странные манипуляции около сигнала, неординарное, шумное поведение в ночное время при спуске вниз, и, наконец, вхождение в воду замерзающей реки. Ситуация для стороннего наблюдателя, действительно, могла показаться непонятной, и даже, абсурдной. Поэтому «тарелка» зависла где-то высоко над нами, и этот инопланетный наблюдатель, выбрав момент нашего нахождения на открытом месте, на середине реки, решил зафиксировать нас своей аппаратурой. Осветил наши бренные тела тремя вспышками, в трёх частях спектра, голубой, желтой и красной, для последующего изучения земных аборигенов и объяснения их нелепого поведения. Мы с Витей даже загордились, решив, что наши образы уже тщательно просматриваются и анализируются космическими пришельцами на борту НЛО.

Как всё было на самом деле, для автора навсегда останется неизвестным. В настоящее время появилась на Земле наука, а может, псевдо-наука, уфология, которая пока только собирает статистику подобных явлений, но ничего путного не может предложить для их объяснения. Таким образом, описанный странный случай в тайге до сих пор не могу истолковать однозначно. Тем не менее, заманчиво предположить, что сведения о тех двух полураздетых разумных существах планеты Земля хранятся в архивах совсем иного разумного общества, где-то в бесконечных просторах Космоса.

Прочитать про работу астрономогеодезистов в диких таежных местах можно здесь: Молодость, Якутия, геодезия - интервью с моими родителями.
Фотография моего папы с двумя товарищами, сидящих на камнях на берегу реки Гарга. Бурятия, Икатский хребет. Лето, 1961.
Папа с товарищами на реке Гарга. Бурятия, Икатский хребет. Лето, 1961.

Вторая встреча с НЛО

Второй случай с НЛО произошел на Алданском нагорье в южной Якутии.

В середине июня 1964 года нас перебросили на следующий базис, а затем на базу партии Устье Сутама. Отсюда нас забрасывали на базис Малый Курум – Кучум. Вертолёту необходимо было улетать на «форму», и, чтобы не делать лишних рейсов, на пункты нас доставили в уменьшенном составе, без рабочих и с урезанным запасом продовольствия. Мы с Людмилой Зосимовной оказались на пункте Малый Курум. Неожиданно к нам приземлился другой вертолёт, который привёз на пункт бригаду светодальномерщиков. Руководил бригадой наш хороший товарищ Володя Жуков, выпускник МИИГиКа. Вместе мы проработали недели две, сначала наблюдал Жуков, работая на своём громоздком светодальномере ЭОД-1, потом мы с Людой установили свой астрономический универсал, начали наблюдения.

В это совместное пребывание на пункте Малый Курум все мы стали свидетелями странного и необъяснимого явления. Однажды ночью один из рабочих Жуковской бригады обратил внимание на яркий звёздообразный объект, появившийся в небе в области созвездия Большой Медведицы. Сначала это была ярчайшая звезда, которая, не теряя блеска, увеличивалась в размерах и вскоре достигла величины полной Луны. Из этого светящегося круга с интервалом в минуту стали отделяться точечные звёздочки (их было три) и уходить от него в сторону востока. Постепенно основной светящийся объект стал терять свою яркость, расплываясь, приобретая бесформенные очертания и следуя за тремя немеркнущими звёздочками. Некоторое время спустя вся эта странная система скрылась за горизонтом в северо-восточной части неба.

Коллаж из фотографий светящегося НЛО в ночном небе.
Это фотографии из интернета. Примерно так выглядел неопознанный летающий объект в небе над Алданским нагорьем.

Обсудив увиденное, мы решили, что наблюдали одно из явлений НЛО, хотя первоначальная версия склонялась к запуску многоступенчатой ракеты с выводом на орбиту трёх спутников. Но запуски с Байконура не могли наблюдаться так далеко и в таких высоких широтах, разве только ракета могла стартовать с подводной лодки где-то в Северном Ледовитом Океане, что выглядело мало правдоподобным, также как и версия о запуске спутников с секретного космодрома на территории северной Якутии. Одним словом, мы остались в недоумении при попытках объяснить природу этого феномена. Да и официальных сообщений об очередных космических достижениях в те дни не последовало.