↓ СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ: ↓
Танкер с драматической судьбой - свидетель героизма русских моряков
- Полная вместимость 4629 брт. Размерения 114.30 х 15.6 х 8.35 м. ГЭУ дизельная, 2200 эфф.л.с. Скорость 11.5 узла. Бывший бельгийский танкер.
- Построен в 1914 г. («Tyne Iron Shipbuilding Co Ltd», Ньюкасл, Великобритания). Осенью 1914 г. получен от правительства Бельгии (официально передан в 1916 г.) и включен в состав Черноморского флота.
- В 1918 году 18 июня (по другим данным 21.06) на рейде Цемесской бухты экипажами Черноморской эскадры были затоплены 12 боевых кораблей и 7 крупных транспортов. Вопреки приказу каперанга Тихменева следовать в Севастополь и далее в Кронштадт для передачи кораблей и судов Черноморского флота Кайзеровской Германии, часть экипажей решили не сдаваться. В лучших традициях Русского Флота моряки предпочли уничтожение своих кораблей позорной сдаче. Одним из затопленных судов был танкер «Эльбрус».
- В 1918 г. германскими и в 1919 г. английскими спасателями предприняты безуспешные попытки подъема (по другим данным в 1919 г. танкер был поднят, затем вновь затоплен).
- Поднят 21.07.1925 г. советскими спасателями, восстановлен в 1926 г. (по другим данным в 1927 г.) вновь введен в строй.
- С 1934 г. входил в состав пароходства «Совтанкер» (приписка к порту Туапсе). С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ.
- Потоплен 2.04.1942 г. германской торпедоносной авиацией у Таманского полуострова, следуя из Новороссийска в Камыш-Бурун в сопровождении ЭМ «Незаможник» и двух СКА.
Как затонул «Валериан Куйбышев»
2 апреля 1942 года танкер «Валериан Куйбышев» (капитан В. Г. Собко) с грузом 2500 тонн автобензина, 1000 тонн керосина, 250 тонн лигроина и 120 тонн смазочного масла в охранении эсминца «Незаможник» и двух сторожевых катеров и под прикрытием 2-х истребителей МиГ-3 следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун. Скорость каравана была 10 узлов.
В 18 ч. 59 м. у Таманского полуострова в районе банки Марии Магдалины в 10 милях к западу от Анапы в точке 44°57'N 36°58'E танкер был атакован пятью торпедоносцами Не-111, два из которых в ходе отражения налета были сбиты.
Из трех выпущенных с дистанции 10-15 кабельтовых торпед две прошли мимо благодаря произведенному маневру. Капитан судна В. Г. Собко увидел следы двух торпед: один тянулся к корме, а другой - к носу судна. Стремясь пройти между ними, он сумел быстро развернуть танкер. Первоначально казалось, что мимо пройдет и третья торпеда, но когда до танкера оставалось примерно 300 метров, торпеда резко изменила курс и пошла на судно.
Попадание торпеды пришлось в район кормового танка №6 с 600 тоннами бензина. От взрыва на судне возник пожар. Пламя достигало высоты 30 метров. Огонь охватил кормовую часть танкера, кормовые мостик и надстройки. Вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Вытекший из поврежденного танка бензин горел на воде вокруг судна.
Для борьбы с пожаром пытались применить пенотушение, но давление в магистрали рабочей воды не создавалось, так как она была повреждена. Других средств борьбы с пожаром на танкере не было.
Капитан принимает решение спасать людей и разворачивает танкер так, чтобы огонь не задевал носовую часть, куда и было приказано перейти всему личному составу. После этого следует приказ оставить судно и прыгать с носа в воду. Удалось также спустить одну из шлюпок.
Горящий танкер сдрейфовало на отмель, где он горел до 8 апреля, затем взорвался и, переломившись на две части, затонул.
Погибли 24 человека. Катерами охранения были спасены 32.
Что представляет собой сейчас затонувшее судно
Координаты: носовая часть 45°03'N 37°01'E , корма 45°03'N 37°01'Е.
Местоположение затонувшего судна «Валериан Куйбышев» на карте
В настоящее время носовая и кормовая части находятся (на глубине 10–12 и 8–13 метров, соответственно) в 200 метрах от берега напротив Бугазской косы, недалеко от благовещенской погранзаставы. В спокойную погоду обе части танкера видно с поверхности, как тёмные пятна на воде.
Кормовая часть (2/5 общей длины) находится ближе к берегу (200 м). К ней рыбаки бывшего кефалевого хозяйства иногда крепят свои сети. На корме затонувшего корабля имеется рубка. Перед рубкой находится танкерное хозяйство – ёмкости, трубопроводы, открытые колодцы со змеевиками. Ближе к месту разлома находится надстройка. В помещения надстройки возможно проникновение, вплоть до поверхности на глубину 1,2–1,5 м.
В месте разлома хорошо различимы повреждённые и целые танки для топлива. С правого борта на удалении 12–14 м на грунте лежит повреждённая надстройка. На дне, особенно у левого борта, разбросаны разрушенные детали судовых механизмов, бортового оборудования и листы обшивки с иллюминаторами. Под кормой на грунте – перо руля.
В движение танкер приводили два гребных трехлопастных винта. Почти вся внешняя поверхность кормовой части затонувшего корабля покрыта бурыми и зелёными водорослями, губками и мидией, являясь своего рода оазисом среди голых песков. Носовая часть затонувшего судна сильно разрушена. Брашпиль находится на уровне дна, якорь лежит на песке впереди форштевня на расстоянии около 10 м.
Единственное оставшееся носовое помещение открыто для проникновения. Между носом и остальной частью – пространство, замытое песком. Далее наблюдаются мощные разрушения вплоть до узкой надстройки. Надстройка, как «островок» авианосца возвышается над верхней палубой до глубины 1,2–1,5 м от поверхности. Каждый этаж надстройки имел простые для доступа помещения.
При обследовании затонувшего корабля в 2005 г. обнаружены значительные разрушения надстройки морской стихией. У основания надстройки сзади есть вход в неглубокие трюмные помещения. За надстройкой находятся повреждённые взрывом топливные танки малого объёма, трубопроводы, балки и другие фрагменты оборудования судна. Листы обшивки бортов при ударе танкера о дно лопнули и в местах наибольших повреждений, почти, лежат на грунте. Внешняя поверхность носовой части покрыта «ковром» из мидий, редко встречаются устрицы.
При южном и юго-западном ветре видимость ухудшается до 1 метра. В целом сам объект при хороших условиях погружения соответствует уровню подготовки OWD.
Примерно в 40 км от Валериана Куйбышева на дне Керченского пролива лежит бронекатер БКА-73, погибший в боях за Крым: Затонувшие корабли Великой Отечественной. Бронекатер БКА-73 - поиск, память и воссоздание.
Фотографии затонувшего корабля
Фотографии любезно предоставлены мне дайвинг-клубом «Ямайка».
Первое мое погружение с аквалангом было как раз на танкер «Валериан Куйбышев». Еще больше фотографий этого затонувшего судна можно посмотреть здесь: Мое первое погружение с аквалангом.