Фотография корабля на КипреТранспорт — одна из интенсивно развивающихся отраслей кипрской инфраструктуры. При колонизаторах он имел одностороннюю направленность, отвечавшую целям английской администрации и военного командования: все морские, а также авиаперевозки осуществлялись иностранными компаниями, недостаточной была сеть шоссейных дорог, в неудовлетворительном состоянии находился автотранспорт. В годы независимости развитию национальных транспортных средств уделяется большое внимание: на эти цели постоянно выделяются значительные средства.

Во внутренних перевозках основную роль играет автотранспорт. Железнодорожный транспорт фактически отсутствует. Лишь в западной части острова имеется узкоколейка (114 км), построенная еще до первой мировой войны для нужд горнодобывающих компаний. Общая протяженность шоссейных и грунтовых дорог возросла с 6232 км в 1963 г. до 10 943 км в 1982 г., в том числе с твердым покрытием — с 2375 до 5277 км. Во второй половине 70-х годов дорожное строительство развернулось в южной части острова. В частности, была сооружена первая в стране четырехрядная шоссейная магистраль Никосия — Лимасол протяженностью 73 км. Внешнее финансирование этого строительства обеспечил МБРР, предоставивший Кипру кредит на 10 млн. долл. Дороги связываю почти все населенные пункты и города и эксплуатируются круглогодично.

Высокими темпами растет автопарк: общее число моторизованных средств с 9,4 тыс. в 1950 г. выросло до 41,1 тыс. в 1960 г. и 196 тыс. в 1983 г., в том числе 107 тыс. легковых автомобилей (включая такси), 38,1 тыс. грузовиков и автобусов, 40,8 тыс. мотоциклов, 6,8 тыс. тракторов. Обслуживание населения автотранспортом находится в руках частных компаний, в распоряжении которых автобусы и такси, курсирующие между городами и другими населенными пунктами острова. После 1974 г. транспортные (в том числе и автотранспортные) системы двух частей Кипра функционируют изолированно.

За годы независимости на Кипре наблюдается заметный прогресс в расширении всех видов связи — плановые наметки в этой области были реализованы почти полностью. В настоящее время по уровню развития средств связи — телефона, радио, телевидения — Кипр значительно опережает многие соседние страны.

Этот прогресс определяется не только национальными потребностями, но и интересами НАТО, связанными с обслуживанием нужд англо-американских вооруженных сил, которые дислоцированны на Ближнем и Среднем Востоке.

Телефонная связь осуществляется между городами и большинством деревень острова. По данным на 1984 г., па Кипре имелось 133 тыс. телефонов, а телефонизация достигала 24 телефона на 100 жителей, в том числе в Никосии — 36,9, в Лимасоле — 24,3. Развивается и телетайпная связь — в конце 1984 г. имелось 2930 телетайпных абонентов. Телетайпная связь осуществляется со 148 странами мира.

Автоматические телефонные станции имеются в Никосии, Лимасоле, Фамагусте и Кирении. Почти все линии связи после достижения независимости либо перешли государству, либо были построены на его средства после 1960 г. Под контролем государства находится и Кипрская радиовещательная компания.

С 1957 г. на Кипре ведутся телевизионные передачи. Телевизионная станция находится в Никосии; ее финансируют правительство и частные фирмы, пользующиеся ею для передач рекламы. Степень радиофикации на Кипре высокая — в 1981 г. на территории, контролируемой правительством республики, насчитывалось около 160 тыс. радиоприемников.

В декабре 1983 г. вошел в строй еще один международный аэропорт — в Пафосе. Его сооружение обошлось в 7 млн. кипр. фунтов. Взлетно-посадочная полоса этого аэропорта (длина — 2,7 км, ширина — 45 м) рассчитана на прием крупных современных самолетов.

Основную часть авиаперевозок грузов и пассажиров страны в последние годы осуществляет компания «Сайпрэс Эрвэйс».

После выкупа правительством в 1981 г. акций, принадлежавших английской «Бритиш Эрвэйс», она является национальной государственной компанией. «Сайпрес Эрвэйс», обеспечивает полеты между Кипром и рядом соседних стран (Абу-Даби, Оман, Бахрейн, Бейрут, Каир, Тель-Авив, Дамаск, Дубай, Кувейт, Джидда), а также в европейские страны (линии до Лондона, Манчестера, Бирмингема, Глазго, Кардиффа, Ньюкасла, Афин, Франкфурта-на-Майне, Цюриха и др.). В ее распоряжении около 10 самолетов, в том числе четыре «Боинга-707», ведутся переговоры о закупках нескольких аэробусов А-310.

В северной части острова в 1975 г. был открыт аэропорт в Эрджане, обслуживающийся акционерной компанией «Кибрис тюрк хава йоллары Лтд ширкети», 50% капитала которой принадлежит администрации турецкой общины на Кипре и 50% —государственной авиакомпании Турции «Тюрк хава йоллары»; в ее распоряжении один «Боинг-720», совершающий рейсы в Анкару, Адану и Стамбул, и один «ДС-9-30».

Кипр имеет воздушные линии с рядом зарубежных стран, которые обслуживают иностранные авиакомпании: «Аэрофлот» (СССР), «Алиа» (Иордания), «Балкан» (Болгария), «Бритиш Эрвэйс — БА» (Англия), «Олимпия» (Греция), ТАРОМ (Румыния), «Малев» (Венгрия), «Люфтганза» (ФРГ), «Алиталия» (Италия), а также «Интерфлюг» (ГДР), авиакомпании Австрии, Египта, Бахрейна, Ирака, Кувейта, Ливана, Сирии, ЮАР и Турции.

В годы независимости происходит быстрое создание собственного морского флота Кипра, ставшего одной из важных сфер приложения частных капиталов. На середину 1965 г. кипрский флот имел всего 10 грузовых судов, одно пассажирское и один танкер общей грузоподъемностью 74 тыс. бр.-рег. т, в 1970 г. под кипрским флагом насчитывалось уже 314 различных судов общей грузоподъемностью 1576 тыс. бр.-рег. т, а в 1984 г. (март) — 1320 (5860 тыс. бр.-рег. т), что позволило Кипру войти в число 15 ведущих мореходных стран мира.

В большой степени это результат того, что на Кипре зарегистрировано значительное число иностранных судоходных компаний. Наряду с национальными морскими линиями (первая такая линия — «Кипрос» — была открыта в 1964 г. между Кипром и Грецией) морские перевозки Кипра обслуживают и иностранные компании, среди которых «Шведиш Ист Эйша», «Атлас Левант», «Дейче Левант», «Эллерман Бёкнелл», «Дейче Ориент», «Хелленик Медитерание», «Юнайтес СС и К° Лтд», «Америкэн Экспорт Лайниз» и др. Ряд иностранных компаний последние годы осуществляет контейнеризацию перевозок. Так, в 1982 г. греческая «Хелленик Лайнез» полностью контейнизировала обслуживание морских перевозок между европейскими портами и Лимасолом. «Ниппон Юсен Кайша Лайн» осуществляет контейнерные перевозки между Лимасолом и Джиддой.

Через Кипр пролегают воздушные линии, связывающие ближневосточные, североафриканские и европейские страны. Аэропорт международного класса имеется в Никосии, однако с июля 1974 г. он остается закрытым. Новый международный аэропорт сооружен в Ларнаке, который обслуживает перевозки между Республикой Кипр и многими странами Европы и Ближнего Востока.

Основная часть внешнеторговых перевозок осуществляется морским транспортом. Крупнейшим и старейшим морским портом Кипра до 1974 г. была Фамагуста, на которую приходилось 83% всех погрузочно-разгрузочных работ: в частности, из нее осуществлялась основная часть сельскохозяйственного экспорта.

В период независимого развития причалы этого порта были расширены (при участии польской компании «Полсервиз»), велись работы по углублению естественной гавани, что сделало ее доступной для захода судов с осадкой 9,2 м. После захвата Фамагусты в 1974 г. порт был официально объявлен закрытым для международного сообщения.

Морские перевозки Республики Кипр в настоящее время обслуживают порты Ларнака и Лимасол, сооруженные в 1973 и 1974 гг. В конце 70-х —начале 80-х годов они были переоборудованы и расширены: углублен фарватер портов, построены новые причалы, складские помещения, элеватор, здания (в Лимасоле) для администрации и пассажиров. Для этих работ правительство республики привлекло кредит МБРР в размере 8,2 млн. долл. Причалы Лимасольского порта имеют протяженность 1280 м и глубину 11 м; протяженность причалов порта Ларнаки —866 м, глубина — 9,5 м. В 1982 г. оба порта обслужили 4771 судно; вес экспортных грузов составил 1542 тыс. т, а импортных — 2651,7 тыс. т, около двух третей морских грузов проходит через порт Лимасол; Ларнака остается в основном нефтепринимающим портом страны.

Порты Кирения и Каравостаси, находящиеся на севере острова, остаются закрытыми для международных перевозок. Транспортировка экспорта руд и минералов, которая до 1974 г. на 76% шла через порт Каравостаси, теперь осуществляется через порты Василико и Лимни. С 1977 г. действует паромное сообщение между Кирерией и турецким портом Мерсином.