Первоначальная коллекция была собрана французским египтологом Огюстом Мариетом в конце 19-го столетия и размещалась в Булаке. В 1891 году экспонаты переехали во дворец Исмаила Паши в Гизе, а уже затем, в 1902 году, коллекция была перемещена в здание на площади Тахрир, которое является первым в мире специально построенным музейным зданием. При строительстве были применены самые на тот момент передовые музейные технологии, в частности, сделана стеклянная крыша, чтобы свет проникал внутрь и памятники можно было бы рассматривать при естественном освещении. Это наиболее важно для больших памятников, которые изначально располагались под открытым небом.
Здание музея спроектировано в неоклассическом стиле архитектором Марселем Дюноном и построено в 1900 году. Для публики музей открылся в 1902 году.
- Египетский музей может похвастаться 107-ю залами, где экспонируются артефакты с доисторических времен до Римского периода.
- Большая часть коллекции - это артефакты эры фараонов.
- На первом этаже посетитель отправляется в тур по коллекциям, организованный в хронологическом порядке. Все массивные статуи и саркофаги находятся на первом этаже.
- На верхнем этаже объекты сгруппированы по гробницам или категориям. Здесь представлены сокровища Тутанхамона, повседневная жизнь древнего Египта в деревянных моделях, небольшие статуи и статуэтки богов, редкостные Файюмские портреты, ювелирные изделия. На втором этаже также экспонируется много королевских мумий Нового Царства.
Советы по посещению Египетского музея
- Постарайтесь попасть в музей как можно раньше с утра, особенно если вы посещаете Каир в высокий сезон (с декабря по февраль). Египетский музей - одна из самых популярных достопримечательностей Каира, поэтому в высокий сезон вы неизбежно столкнетесь с тем, что музей будет переполнен посетителями.
- Музей очень большой с огромным количеством экспонатов, поэтому постарайтесь выделить на его посещение больше времени.
Как добраться | Египетский музей примыкает к площади Тахрир со стороны Нила. Ближайшая станция метро Sadat, выход прямо к музею. |
---|---|
Цена билета |
|
Часы работы |
|
На кассе висят объявления следующего содержания: |
|
Посетителей в музее очень много, в некоторых местах просто толпа, через которую трудно протиснуться.
Эта скульптурная группа была установлена в храме бога Амона в Карнаке. Хоремхеб считается последним фараоном XVIII династии (некоторые ученые относят его к первому фараону XIX династии). Хоремхеб был военачальником при Эхнатоне, и позже при Тутанхамоне. После он сам стал фараоном, возрождая традиционную культуру Египта и храмы, забытые после Амарны. Возможно, он женился на Мутнеджмет для того, чтобы укрепить свою власть, ведь, по некоторым предположениями, она была сестрой Нефертити.
В средние века этот памятник упал (то ли в результате землетрясения, то ли вандализма) и раскололся на множество осколков. Голова царицы, к счастью пострадала минимально. До 2000 года из всего памятника только эта голова и выставлялась в Египетском музее. Лицо царицы очень красиво, на губах играет прекрасная полуулыбка, выражение лица спокойное и мягкое. С этого скульптурного портрета часто делали слепки. Один из слепков был выставлен в парижском музее Гиме. Во время одной из своих поездок в Париж ее увидел Максимилиан Волошин. Он в нее влюбился, потому что она напомнила ему Маргариту Сабашникову, первую любимую жену. Он заказывает в мастерских Берлинского музея слепок с изображения безымянной царицы. Он называет ее Таиах, выдуманным именем, не зная, что ее звали Мутнеджмет и в XIV веке до новой эры она прожила не очень длинную и счастливую жизнь. У М. Волошина есть сонет, который так и называется «Таиах». Ее имя упоминается и в других стихотворениях поэта. Вот такие интересные связи между разными и очень далекими культурами порой возникают в истории - скульптурный портрет царицы Мутнеджмет был воспет в русской литературе Серебряного века.
Вот отрывок из стихотворения Максимилиана Волошина, написанного в 1904 году:
... Всю цепь промчавшихся мгновений
Я мог бы снова воссоздать:
И робость медленных движений,
И жест, чтоб ножик иль тетрадь
Сдержать неловкими руками,
И Вашу шляпку с васильками,
Покатость Ваших детских плеч,
И Вашу медленную речь,
И платье цвета Эвкалипта,
И ту же линию в губах,
Что у статуи Таиах,
Царицы древнего Египта,
И в глубине печальных глаз -
Осенний цвет листвы — топаз.
Вот что пишет о Маргарите и этом стихотворении литератор Лев Алабин:
Мне никогда не представлялась Маргарита Сабашникова красивой. Наоборот, смуглое невзрачное лицо неправильность черт. И какая-то общая вялость. Но прочитав ее письма, я вдруг ощутил, что она похожа на всех девушек, которых я любил. Это потрясающее чувство. (Я тоже «всколыхнулся до дна».) И тогда только понял, почему Волошин увидел ее черты в Таиах. Именно вялость черт потрясает. Особенно нефиксированная улыбка, которая навеки запечатлена в статуе египетскими мастерами. Еще задолго до появления Джоконды эта улыбка явилась в мир. Та самая «линия в губах». Что в этом стихотворении поражает? Точность. Это точно ее портрет. Это точно ей. Это не письма о Париже. Тут адресата не спутаешь ни с кем. И хочется добавить: это уже не литература. Тут живая душа.
В 2000 году выдающаяся исследовательница египетского искусства доктор Хурик Сарузян, проделав титаническую работу, собрала все фрагменты этой двойной статуи на металлическую раму. Фрагменты продолжают находить и есть возможность добавлять их к статуе. Сейчас эта скульптурная группа выглядит так, как на фотографии, - насколько это возможно воссозданной из обломков.